Инклюзивное образование детей-инвалидов в Йошкар-Оле

В школах г. Йошкар-Олы реализуется уникальная программа по инклюзивному обучению, согласно которой дети-инвалиды занимаются как на дому, так и в классе — со своими сверстниками. В этом детям помогают новые технологии.

Необычная ученица

В пятом классе большое событие – сегодня с ними будет заниматься необычная ученица Катя Благодарова. В классе установлен компьютер, проведен интернет, к потолку прикреплена видеокамера, над учительским столом висит огромный экран. Вся эта аппаратура нужна для того, чтобы девочка могла присутствовать на уроке вместе с другими детьми, оставаясь при этом дома.

В начале урока учитель истории Ирина Кудрявцева объясняет детям, почему девочка будет присутствовать на уроке виртуально. Видео с веб-камеры у девочки дома появляется лишь на десятой минуте урока, когда класс начинает изучать новую тему: «Первобытное искусство». Едва начинается объяснение темы, как девочка получает первое замечание – она забыла достать учебник.

По ходу урока Ирина Кудрявцева обращается к Кате с вопросами, но она не может ответить и немного смущается. Впрочем, на ответе никто не настаивает – на уроке Катя осматривается, узнает детей, знакомится с учителем.

Конец урока и… сюрприз – Катя попадает на день рождения одного из новоиспеченных одноклассников. Все по очереди говорят мальчику свои поздравления и пожелания. Учитель просит сказать пару слов и Катю, но она смущается. На этом урок заканчивается, и девочка отключается.

Неполная инклюзия

Катя Благодарова – одна из учениц регионального центра дистанционного обучения при Бауманском лицее. Девочка учится здесь с первого класса, но живет в с. Нурма Медведевского района за несколько десятков километров от Йошкар-Олы. Из-за ограниченных возможностей она не может ходить в сельскую школу. Поэтому Катя, как и еще более двух сотен детишек нашей республики, учится в центре дистанционного обучения при лицее.

Воспитанники центра посещают линейки, календарные праздники, ездят на экскурсии, участвуют во всех внутришкольных конкурсах и мероприятиях. Например, в прошлом году Катя Благодарова победила в конкурсе «Лучший читательский дневник» – она прочитала книг больше других учеников начальной школы Бауманского лицея.

К сожалению, в средней школе учиться становится сложнее всем: и детям-инвалидам, и их одноклассникам. С пятого класса дети слишком заняты даже для того, чтобы общаться хотя бы через интернет. Поэтому с увеличением нагрузки инклюзия становится менее плотной, но продолжает играть важную роль в жизни ребенка. Ведь зачастую виртуальные уроки и школьные праздники становятся для него единственной возможностью пообщаться со сверстниками. А в целом инклюзивное обучение направлено на то, чтобы сформировать учебные и коммуникативные навыки ребенка.

97 балов за ЕГЭ

Со временем центр дистанционного обучения планирует усилить включение детей инвалидов в жизнь лицея.

– В будущем всех наших воспитанников закрепят за определенными классами, – уверена Александра Долгорукова. – Но пока это удается сделать лишь в начальной школе. Там детишки прекрасно знают друг друга и даже общаются, частично дистанционно, через интернет, иногда при личной встрече. Ведь обучаясь на дому или по программам инклюзивного обучения, дети не остаются вне жизни лицея.

Полная инклюзия, по словам Александры Долгоруковой, увы, невозможна – дети-инвалиды не всегда выдерживают скорости, с которой ученикам приходится усваивать новый материал. Поэтому цель уроков, на которых ребенок присутствует виртуально – не столько усвоение нового материала, сколько социализация.

Насколько эти уроки помогут ребенку, зависит не только от учителей, но и от его родителей. Некоторые отказываются от инклюзии: выбирают щадящий режим, опускают руки, потакают слабостям ребенка, который может чувствовать себя неуютно в новой среде. Другие наоборот мотивированы на борьбу и изо всех сил стараются вдохновить свое чадо на учебу.

Как правило, у них все получается. В прошлом году одна из выпускниц Бауманского лицея Аня Ермакова, которая занималась по программе дистанционного обучения, успешно сдала ЕГЭ, а по русскому языку даже набрала 97 баллов. С таким результатами она без труда поступила в вуз на бюджетное место, где продолжает отлично учиться. Другие выпускники также неплохо сдали экзамены и продолжили образование в колледжах.

Программа дистанционного обучения набирает обороты. С нового учебного года безбарьерная среда появилась в 15 школах Марий Эл. Но смогут ли когда-нибудь детишки с ограниченными возможностями здоровья включиться в жизнь школы на равных – большой вопрос. Ведь для этого нужно нечто большее, чем доступ в интернет. Однако серьезные шаги в этом направлении уже сделаны.